?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


Luca Venitucci: accordion, prepared piano
Derek Shirley: bass
Eric Schaefer: drums
Michael Thieke: clarinet, alto clarinet, alto saxophone, zither

Unununium - группа немецкого саксофониста/кларнетиста Michael Thieke1. Три года назад он с вышеназванной компанией записал 43 минуты странного и очень, разреженного и не, мягкого и всё, что и этого следует, крайне экспрессивного и сдержанного, грувоносного и ботанического, шумного и рафинированного - в общем, разного фри-джаза.

Музыка получилась крайне любопытной. Кажется, эти люди не только могут играть современный джаз, но и знают, как с этим дальше жить.

Самая "структурированная" пьеса альбома: Fünf Treppen.
Первые 4 такта дают повод задуматься, испугавшись, что сейчас нас засвингуют до смерти. От следующих четырех попахивает фанком: только он непричесан и повернут на 90 градусов относительно слушателя - так нам любопытней его созерцать, а делать это можно невообразимо долго, наблюдая за смещениями акцента в ритмической фигуре. Третий слой, аккордеонно-саксофонный, делает ситуацию еще более остроумной: три ноты, которые ни во что не разрешаются, а только замедляются до состояния взвешенного фона2. Так вся эта конструкция из булавок с магнитиками каким-то чудом и вертится вокруг невидимого центра: минимал-фри-джаз?




К концу второй минуты становится поспокойнее. Нет, линии, конечно, спутываются в клубок, и у ритмов глаз дергается - зато понятно: перед нами более-менее привычная фрятинка, и хотя бы когнитивных диссонансов не возникает3. А потом - снова минимализм, разработка предыдущего абзаца и фришная реприза: [на протяжении последней минуты] цитируется первая часть, но только схема. Мелодические линии образуют циклы неравного размера, и прокручиваясь, эти фразы ползут друг относительно друга: в этом, собственно, и состоит вся структурная фишка минимализма.


Или вот "Der idiot", 4й трек: явно вдохновлен минималистами, но также отсылает к дада-эстетике, Кейджу и, как ни странно, Сан Ра. И не только благодаря подготовленному пианино.



"Some songs start just with a smooth jazzy groove (like the second song “fünf treppen”), but soon step into some wild free jazz. Others approach a a language that I would say its closer to a reductionism aesthetic (“portnoy”) with silence and a non-idiomatic language taking the role, exploring micro-tonality. Thieke musical lyricism is always rich and inventive, and the band always find great solutions to archive a deep, sparse, brilliant sound. For me its just like if John Cage met a free jazz collective in the XXI century."
(src)


1 Кто подскажет, как произносится, тому плюсик.

2 И тут сказать бы что-нибудь о том, что аккордеон - это весьма хорошая идея. Вспомнить параллели между звучанием оного и ранних синтезаторов, учитывая, что Киммо Похйонен и так вспомнится сам собой. И параллели с фри-джазовым саксофоном также можно обсудить: артикуляция (специфичная, да) и overblow. А еще порассуждать бы об акустических свойствах грибов колючих сдвоенных линий Venitucci/Thieke, аккордеонном пуантилизме и влиянии атональной музыки - да что-то не рассуждается.

3 Вот, учитесь радоваться фри-джазу, че.

Метки:

Comments

( 5 комментариев — Оставить комментарий )
wadikus
24 апр, 2009 21:39 (UTC)
Абзац про Fünf Treppen просто потрясающ.
Я прочитал его четыре раза подряд.
andy_gone
25 апр, 2009 06:40 (UTC)
100% :) Из последних микрорецензий эта лучшая :)
oliveiro
24 апр, 2009 22:53 (UTC)
здорово!
как описываемое, так и описание
beavered_again
26 апр, 2009 09:27 (UTC)
спасибо)
А музыка волшебная!
( 5 комментариев — Оставить комментарий )

Latest Month

Февраль 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   
Разработано LiveJournal.com